...
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Этим словами Писание показывает, что кто полностью не примирился с согрешающими и не представил Богу сердце, чистое от скорби и просвещенное светом примирения с ближними, тот не только не получит благодати тех благ, о которых молился, но и предан будет праведным судом искушению и лукавому, чтобы ему научиться очищаться от прегрешений, устраняя свои жалобы на других. Искушением же называется закон греха - его не имел первый человек, приведенный в бытие, а под "лукавым" подразумевается диавол, который привмешал этот [закон] к человеческому естеству и обманом убедил человека направить стремления души к недозволенному вместо дозволенного, а тем самым склониться к нарушению Божественной заповеди, вследствие чего он потерял нетление, дарованное ему по благодати.
Или иначе: "искушением" называется добровольное расположение души к плотским страстям, а "лукавым" - способ деятельного исполнения страстного настроения души. От них не избавит никакой праведный Судия того, кто не простил долгов должникам, а только просил об этом в молитве. Такому [человеку], жестокому и суровому сердцем, [Господь] попускает оскверняться законом греха и оставляет его во власти лукавого, поскольку он страсти бесчестия, семена которых сеются диаволом, предпочел природе, Создатель которой есть [Cам] Бог. И действительно, [Господь] не препятствует ему, когда он волей склоняется к плотским страстям, и не избавляет его от способов деятельного осуществления страстных настроений души, поскольку, считая природу ниже неимеющих самостоятельного бытия страстей, он, вследствие попечения об этих страстях, не познал логоса природы.
Максим Исповедник (О Молитве)